План работы библиотеки на 2021-2022 учебный год

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 21»
_____________________________________________________________________________
663319, Россия, Красноярский край, город Норильск, район Центральный, улица
Хантайская, дом 17,
тел: приемная (3919) 43-28-44, директор (3919) 43-32-65, факс (3919) 43-28-44,
Е-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
       
    УТВЕРЖДАЮ
    Директор МБОУ "СШ № 21"
____________В.В. Решетняк
"09"    июня     2021 г.
       
ПЛАН работы библиотеки МБОУ "СШ № 21"
на 2021 - 2022 учебный год
       
СТАТУС БИБЛИОТЕКИ: Школьная библиотека
       
Цель:  способствовать построению и реализации новой стратегии образования, ориентированной на освоение знаний и навыков, необходимых детям во взрослой жизни.
Задачи:
1.  Информационная поддержка образовательного процесса.
2. Формирование комфортной информационной среды.
3.  Формирование самообразовательных потребностей, навыков самостоятельного чтения.
4. Формирование навыков независимого информационного пользователя.
Приоритетные направления деятельности библиотеки на 2021 - 2022 учебный год:
1. Организация постоянного доступа к информационным ресурсам, накопление, обработка, распространение информационных ресурсов и материалов в различных форматах.
2. Расширение спектра библиотечных услуг.
3. Развитие интереса к знаниям, стремление к их пополнению.
       
I полугодие 2021 года
Август-Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
1. Работа с библиотечным фондом
(учебным, методическим, художественным, отраслевым, периодическими изданиями, цифровыми документами/каталогами и др.).
В течение учебного года:
Общий фонд:
Прием и выдача изданий обучающимся.  Обеспечение свободного доступа обучающихся к библиотечному фонду художественной, отраслевой, справочной, методической литературы и периодическим изданиям. Создание условий для удобного поиска, чтения книг и других источников информации.
Соблюдение санитарно-гигиенических норм хранения фонда.  Соблюдение правильной расстановки фонда на стеллажах. Проверка фонда. Работа по сохранности фонда. Организация мелкого ремонта с привлечением пользователей библиотеки.
Оформление выставок книг.
Контроль за своевременным возвратом в библиотеку выданных изданий. Работа с задолжниками.
Обеспечение обучающихся (выпускников) необходимой программной литературой, словарями на период проведения контрольных работ, итоговой аттестации, выпускных экзаменов.

Учебный фонд:
Проведение работы по обеспечению сохранности учебного фонда (разъяснительные групповые и индивидуальные беседы, информирование родителей). Создание электронных памяток для родителей с правилами пользования школьными учебниками.
Цифровые документы:
Просмотр электронных документов. Поиск электронных документов по запросу пользователей.
Использование интернет ресурсов, помощь в поиске информации (Интернет-библиотеки).
Консультации по использованию оборудования и программных средств
Сохранение и перенос документов на другие носители.
Выполнение внешних справок (по запросу на удаленном расстоянии – по телефону или электронной почте)
Справочный фонд:
Выделения справочной литературы в отдельное удобное для читателей место, обеспечивающие общую доступность.

Один раз в период учебной четверти:
Проведения дня добрых дел (помощь библиотеке: ремонт, дарение книг, расстановка книг и т.п.).
Организация работы по выявлению материалов экстремистского содержания.
Контроль за своевременным возвратом литературы, взятой пользователями, выдача напоминаний обучающимся о задолженности.
Оформление полочных разделителей (замена ветхих), добавление необходимых.
Замена переполненных записями книжных формуляров на новые формуляры, поиск книг по утерянным формулярам.
Санитарная обработка книг и учебников.
Проведение мелкого ремонта художественных изданий с привлечением обучающихся.
Учебный фонд:
Доукомплектование фонда недостающими учебниками. Пополнение фонда учебной литературой, в том числе для обучающихся с ОВЗ.  Осуществление контроля поставки заказанных учебников. Приём, обработка поступивших учебников: оформление накладных, запись в книгу суммарного учёта, штемпелевание, оформление картотеки, занесение в электронный каталог.  Подготовка учебников к выдаче (комплектация). Массовая выдача учебников обучающимся с 1 по 11 классы по утверждённому графику.
Информирование об обеспеченности обучающихся учебной литературой. Диагностика обеспеченности учебной литературой, подготовка документов в обменный фонд. Работа с обменным фондом учебников: ведение учёта, размещение на хранение, составление данных для электронной картотеки в обменный фонд. Передача неиспользуемых учебников в другие школы. Получение и доставка необходимых учебников из других школ. Отчётность по вопросу.
Показ презентации о правилах пользования библиотечным фондом «Обращение книги к читателю».
Общий фонд библиотеки:
Инвентаризация фонда, сверка с материальной группой. Подготовка документов для материальной группы.
Учебный фонд:
Редактирование информации на школьном сайте и стенде для родителей об обеспеченности учебной литературой.
Общий фонд:
Отбор устаревших и ветхих изданий для списания. Оформление документов для списания фонда устаревших изданий с учётом ветхости и смены образовательных программ.
Учебный фонд:
Подведение итогов движения фонда. Составление отчётных документов по обеспеченности обучающихся учебниками и другой литературой. 
Анализ УМК школы.
Составление совместно с учителями-предметниками предварительного заказа на учебники, необходимые для обучения в 2022-2023 учебном году.
Демонстрация презентации на 1-м этаже «Радуга идей» (обложки, закладки и украшения для учебников) о бережном отношении к учебникам.
Периодические издания:
Оформление подписки на периодические издания на 1 полугодие 2022 года.
Учебный фонд:
Проведение работы по обеспечению сохранности учебного фонда (рейды с активом школы), пятиминутки на классных часах «Учебник - твой друг и помощник – береги его». 
Фонд отраслевой и методической литературы:
Изъятие документов из фонда: просмотр документов на предмет изъятия (непрофильных, дублетных, устаревших по содержанию, ветхих, малоиспользуемых и неиспользуемых).
Подготовка к списанию и списание временных пособий, ветхих изданий.
2. Работа с цифровыми ресурсами.
Расширение многообразия и качества использования цифровых ресурсов.
Обеспечение возможности использования Интернет при подготовке к урокам, при написании научных работ, выполнении домашнего задания.
Мониторинг и диагностика имеющихся в библиотеке цифровых ресурсов Регистрация приобретённых ресурсов. Упорядочение документов или данных с целью обеспечения к ним удобного доступа и комфортного использования. Хранение и защита ресурсов Поиск, обработка, копирование информации. Сканирование библиотечных документов, с целью использования их на цифровых носителях
3. Информационно-библиографическая и справочная работа.
В течение учебного года:
Ознакомление читателей с правилами пользования библиотекой, расстановкой фонда. Предоставление пользователям расширенный спектра библиотечно-информационных услуг, повышение их качества на основе использования оргтехники и компьютеризации информационных процессов. Обеспечение доступа к мировым цифровым ресурсам через сеть Интернет. Работа с обучающимися с нарушением состояния здоровья. Информирование об имеющихся ресурсах библиотеки и регламенте их использования.
Использование нового вида информирования пользователей: дайджесты, аудио- и видеопрограммы, веб-странички, сайты. Комфортное удовлетворение информационных запросов.
Работа с каталогом и картотекой: электронная каталогизация БД «Учебники», «Книжный фонд».
Роспись статей из вновь поступивших журналов.
Организация и ведение справочно-библиографического аппарата с учётом запросов пользователей на традиционных и электронных носителях информации. Выполнение справок читателей.
Осуществление посреднических услуг по удовлетворению запросов пользователей по получению и использованию информационных ресурсов в учебно-воспитательном процессе. 
Обеспечения доступа к сети Интернет.
Проведение консультативных бесед по использованию различных медиаресурсов и компьютерных программ, работе в Интернет, создании компьютерных презентаций, проектов.
Поиск информации в сети Интернет по запросу читателей.
Предоставление медиаресурсов в пользование.
Обновление нормативной базы библиотеки: приказы, положения.  Разработка программы и методических рекомендаций по организации и проведения занятий с обучающимися по информационной культуре.
Организация обучения пользователей поиску и обработке информации из различных носителей и создание собственных информационных продуктов.
Актуализация проблемы самообразования через все доступные формы предоставления информации для обеспечения и поддержки детского и подросткового самоопределения. Составление индивидуальных планов чтения, индивидуальных маршрутов. Оказание помощи пользователям в создании электронных документов.
Работа с электронными документами, электронными каталогами.
Создание банка педагогической информации. Включение пользователей в инициативные формы порождения и оформления знания.
4. Информационная работа с администрацией, педагогами, обучающимися, родителями.
В течение года:
Поддержание комфортных условий для работы пользователей.
 Работа с обучающимися с нарушением состояния здоровья, привлечение их к участию в мероприятиях и посещениях библиотеки.
Перерегистрация пользователей библиотеки на новый учебный год. Консультация для родителей по правилам пользования библиотекой, по вопросам обеспечения обучающихся литературой и другим вопросам. Изучение интересов читателей, анкетирование. Исследование информационных потребностей. Обслуживание обучающихся школы согласно расписанию библиотеки. Беседы с читателями о читательских интересах, о правилах пользования библиотечными ресурсами.
Создание рекомендательного списка литературы для обучающихся 1-4 классов «Рассказы о школьной жизни".   
Подготовка и проведение обзоров периодических изданий, групповых бесед у книжных выставок.
Консультации педагогов о фонде учебной, методической литературы и других ресурсах. Анкетирования обучающихся о читательских вкусах и интересах  «Читательский дневник». Сбор информации о чтении обучающихся 1-4 классов (письменный отзыв о любимой книге, видеоролики, презентации и т.п.). Подбор документов в помощь проведения предметных недель, педсоветов, заседаний методических объединений и других общешкольных мероприятий.
5. Содержание и организация работы с читателями
(индивидуальная, массовая, уроки информационной культуры, посещение ЦБС и других учреждений культуры).
В течение учебного года: Обслуживание читателей во всех зонах библиотеки: на абонементе, в читальном зале, в книгохранении, презентационной зоне, рекреационной зоне.
Подбор источников информации по интересующей теме.
Беседы. Индивидуальная: беседа для выявления сведений о читателе, беседа-экскурсия по библиотеке, беседа для уточнения запроса, беседа-рекомендация. Групповая: беседа-обзор у выставки, беседа о знаменательных событиях, беседа-обсуждения о мероприятиях, презентациях, конкурсах.
Общение на заданную тему.
Выполнение библиографических справок.
Помощь в правильном оформлении описания документа.
Консультирование учащихся при выборе книг. Консультативная помощь в научной и исследовательской работе. Помощь в подборе материала для различных мероприятий. 
Тематическая полка "Писатели-юбиляры".
Стенд "Литературный календарь"
Игра «Кто автор?» Рекомендации статей из журнала «Костёр» План чтения «Удивительные истории» Электронная папка «Программы к учебникам».
1. Книжные выставки:
"Листопадною порой"  (День знаний)
"Стали загорелыми, сильными и смелыми" (Здоровье школьника)
2. Тематические полки:
"Все работы хороши!" (Профессии)
"Познания продолжаются!" (Экзамены)
"Дорожная безопасность" (ПДД)
3. Уроки информационной культуры:
"Первое посещение библиотеки"
1.Книжные выставки:
"Секреты школьной жизни" (Ко дню учителя)
"Сто народов. Сто языков.» (Национальности)
" О стране, о родном крае, о Норильске...  " (Репрессии)
2.Тематические выставки:
" Защищая детство." 
3. Литературно-историческая гостиная:
«37-й и другие годы…»
4. Уроки информационной культуры:
"Чудо из чудес - книга"
"Словари русского языка"
1.Книжные выставки:
" Поклон Отчизне!"
"Главный в жизни оберег" (День матери)
2.Тематические выставки:
"Азбука правильного питания"
«Трудный выбор». (Опасные привычки)
3. Литературный час:
 «Сказки про мам»
4. Уроки информационной культуры:
"Спутники любознательных"
5. Презентация:
«Дано мне тело…» (здоровье подростка)
1.Книжные выставки:
«Горят новогодние звёзды!»
«Вкусняшки нашей жизни» (Сладости)
2.Тематические выставки:
«Личность есть личность» (Саморазвитие, увлечение)
«Добрые руки человеческой помощи» (Поступок)
3. Литературный час:
 «Про Новый год»
4. Уроки информационной культуры:
"Книга рассказывает о себе"
5. Презентация:
«О доблестях, о подвигах, о славе» (Ко дню Неизвестного солдата)
Посещение ЦБС и других культурных организаций в течение учебного года по отдельному графику, по мере необходимости и по договоренности.
6. Повышение квалификациии
(курсы, семинары, круглые столы, ГМО, проведение и посещение библиотечных и других мероприятий).
Посещение ГМО. Ознакомление с новыми нормативными документами. Участие в семинарах для библиотекарей. Совершенствование и усвоение новых библиотечных технологий. Посещение ГМО. Изучение методических журналов, применение полученных знаний в библиотечной практике. Определение дистанционных курсов для повышения квалификации.
7. Мероприятия по развитию информационно-библиотечного центра
(согласно плана развития ОУ и ШБ).
Создание условий для участников образовательного процесса  в получении информации и использованию цифровых образовательных ресурсов. Формирования навыков и умений самостоятельной, творческой, поисково-исследовательской работы с различными источниками информации Формирование информационной культуры личности. Создание условий для получения знаний с использованием информационно –библиотечных ресурсов
       
       
II полугодие 2022 года
Январь Февраль Март Апрель-Май
1. Работа с библиотечным фондом
(учебным, методическим, художественным, отраслевым, периодическими изданиями, цифровыми документами/каталогами и др.).
Учебный фонд:
Замена первых частей учебников на вторые части учебников у обучающихся 1-8 классов. Анализ состояния фонда. Итоги движения фонда за 2021 год.
Анализ предварительной наполняемости классов и количество имеющихся учебников на 2022-2023 учебный год.
Подготовка перечня учебников, планируемых к использованию в 2022-2023 учебном году.
Общий фонд
Оформление выставки книг, которые были отремонтированы «Вернулись в фонд».
Учебный фонд:
Утверждение плана комплектования на 2022-2023 учебный год.
Формирование общешкольного заказа на учебную литературу в соответствии с ФПУ, с учётом итогов инвентаризации.
Учебный фонд:
Диагностика обеспеченности учебной литературой. Редактирование документов: Порядка обеспечения обучающихся учебной литературой, УМК.
Подготовка документов в обменный фонд и работа в обменном фонде.
Фонд методической литературы:
Диагностика фонда методической литературы.
Оформления стенда-мольберта "Только факты".
Периодические издания:
Оформление подписки на периодические издания.
Общий фонд:
Изучение состава фонда и анализ его использования.
Учебный фонд:
Подготовка к сдаче учебников, составление графика. Массовый приём учебников от обучающихся по графику. Контроль при возврате качества использования источников информации и учебников в библиотеку.
Расстановка фонда. Организация мелкого ремонта.
Работа в обменном фонде: возврат взятых учебников и получение выданных.
Оформление стенда и страницы на сайте школы с информацией по обеспеченности на следующий учебный год.
2. Работа с цифровыми ресурсами.
Обеспечение доступа участникам образовательного процесса к цифровым ресурсам при помощи Интернета. Оказание практической помощи в деятельности обучающихся и педагогов в образовательных проектах, проведении тестирования, воспитательных мероприятиях. Обеспечение доступа к информационному пространству школы. Помощь учителю при подготовке к уроку. Помощь обучающемуся при подготовке домашних заданий Поиск и отбор источников необходимых данных о цифровых ресурсах.
3. Информационно-библиографическая и справочная работа.
Выявление информационных потребностей и удовлетворение запросов педагогического коллектива в информации по педагогике и образованию, в области новых информационных технологий и педагогических инноваций.
Рекомендации по использованию электронных документов, цифровых ресурсов
Внедрение новых информационных и сетевых технологий, информационных систем, программных комплексов. Обновление данных о библиотеке на сайте школы. Анализ использования рабочей зоны ПК, Интернет участниками образовательного процесса.
Анализ обучения основам информационной культуры.
Работа в программе MARK-SQL по формированию электронной базы данных библиотеки.
Сбор, накопление и систематизация информационных ресурсов.
4. Информационная работа с администрацией, педагогами, обучающимися, родителями.
Подбор материалов по запросу об экзаменах, профессиях, ВУЗах. Создание рекомендательного списка литературы о науках "Профессии моей страны" для учащихся 5-11 классов.
"Дежурный консультант" - консультационные беседы лучших читателей.
Информирование классных руководителей о чтении  и посещении библиотеки каждым классом. Консультации для родителей "Семейное чтение". Информирование преподавателей и родителей о новой учебной и методической литературе, интересных статьях в периодических изданиях, новых поступлениях. Работа  с задолжниками библиотеки совместно с классными руководителями.
5. Содержание и организация работы с читателями
(индивидуальная, массовая, уроки информационной культуры, посещение ЦБС и других учреждений культуры).
Оформление электронной папки по теме «Выбор профессии - выбор судьбы». Составление рекомендательного списка «Здоровье – путь к успеху» Составление плана внеклассного чтения «Легендарные герои»  Мини-опрос «Что почитать летом»
1.Книжные выставки:
" В здоровом теле – здоровый дух!"
" Мир твоих увлечений"
2.Тематические выставки:
" Волшебный мир игрушки "
"Природа – наш родной дом"
3. Познавательный час:
«Принц сладостей, или почти всё о шоколаде»
4. Уроки информационной культуры:
"Краеведческая литература"
5. Презентация:
«Нобель и его премия»
1.Книжные выставки:
"Люби, цени и знай русский язык"
"Слава герою-бойцу"
2.Тематические выставки:
"От былины до считалки"
" Хорошие манеры на каждый день "
3. Занимательный час:
 "О воинской доблести"
4. Уроки информационной культуры:
"Источники информационного поиска"
5. Презентация:
«Дни воинской славы»
6. Конкурс рисунков и поделок:
«Мастерство, фантазия, щедрость»
1.Книжные выставки:
" Ваше величество – женщина!"
"Музыка в нашей жизни"
2.Тематические выставки:
" Книга – окно в мир!"
" Красота и грация "
3. Познавательный час:
 «Умницы, красавицы…»
4. Уроки информационной культуры:
"Методы самостоятельной работы с книгой"
5. Презентация:
«Ох, уж эти девочки»
1.Книжные выставки:
" Космические фантазии "
" Великой Победе посвящается…"
2.Тематические выставки:
" В мире снов "
"История беды «Чернобыль»"
3. Литературный час:
«Учитесь быть добрыми»
Литературно-музыкальная гостиная
 «Ради жизни на Земле»
5. Презентация:
«Береги школьный учебник»
6. Повышение квалификациии
(курсы, семинары, круглые столы, ГМО, проведение и посещение библиотечных и других мероприятий).
Посещение ГМО. Ознакомление с новыми нормативными документами. Распространение опыта в профессиональной среде, освещение деятельности на сайте Посещение ГМО. Сетевое взаимодействие на муниципальном уровне
7. Мероприятия по развитию информационно-библиотечного центра
(согласно плана развития ОУ и ШБ).
Содействовать духовно-нравственному воспитанию обучающихся Поддержка образовательного процесса цифровыми ресурсами, программными средствами, доступом к сети Интернет Активное использование помещения и оборудования библиотеки в образовательном процессе Участие в дистанционных курсах повышения квалификации
       
       
Заведующий библиотекой МБОУ "СШ № 21"           ___________/Дворецкая Т.В./
контактный телефон: 22-03-04