Положение о библиотеке МБОУ "СШ № 21"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 21»
_____________________________________________________________________________________
663319, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. , Красноярский край, город Норильск, улица Хантайская, 17, т. 43-28-44
ПОЛОЖЕНИЕ О БИБЛИОТЕКЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №21»
г. Норильск
1. Общие положения
1.1. Библиотека муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №21» (далее по тексту — ОУ) является структурным подразделением ОУ, обеспечивающим учебно-воспитательный процесс и проектную деятельность ОУ учебной, научной, справочной, художественной литературой, периодическими изданиями, аудиовизуальными средствами и информационными материалами на всех видах носителей (далее по тексту- документами), а также центром распространения знаний, духовного и интеллектуального общения, культуры, приобщения к чтению.
1.2. Библиотека руководствуется в своей деятельности:
- Конституцией Российской Федерации;
- Гражданским кодексом РФ. Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации;
- Трудовым кодексом Российской Федерации;
- Указ Президента РФ «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;
- Основы законодательства РФ о культуре и образовании;
- Указами и распоряжениями Президента Российской Федерации;
- Постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации;
Федеральными законами:
- Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;
- Закон РФ «О библиотечном деле» от 29.12.1994 № 78-ФЗ;
- Закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010 № 436-ФЗ;
- Закон РФ «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.06.2002 г. № 114-ФЗ;
- Закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации»;
- Законом Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах»;
- Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;
Документы федерального уровня:
- Стратегией государственной молодежной политики РФ;
- Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы;
- Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов
- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников;
- Федеральные программы развития образования;
Региональными законодательными актами в области образования и культуры;
Постановлениями, приказами и иными нормативными правовыми актами органов управления учебными заведениями;
Уставом ОУ, правилами внутреннего распорядка ОУ, локальными актами и настоящим Положением.
А также ориентируется на:
- Манифест школьных библиотек Российской Федерации, принятого в 2000 г. на 66-й Генеральной конференции ИФЛА.
1.3. Библиотека ОУ, как центр информационного обеспечения образовательного процесса и гарант информационной безопасности обучающихся в пользовании библиотечно-информационными ресурсами, содействует реализации основных направлений школьного образования, которыми признаны:
- сохранение и развитие его традиционных основ (фундаментальность, универсальность, профильность и элитарность);
- гуманизация, индивидуализация и интеллектуализация образовательного процесса как основа полной самореализации обучающихся;
- социальное партнерство и интеграция всех субъектов образовательного процесса по различным аспектам образовательной деятельности.
1.4. Библиотека ориентирует свою деятельность на цели ОУ.
1.5. Порядок доступа к фондам, перечень основных услуг и условия их предоставления определяются «Правилами пользования библиотекой ОУ».
1.6. Библиотека взаимодействует с библиотеками и медиатеками других систем и ведомств, библиотеками образовательных учреждений Российской Федерации.
2. Основные цели деятельности библиотеки
2.1. Основные цели библиотеки:
2.1.1. Осуществление государственной политики в сфере образования через библиотечно-информационное обслуживание пользователей, обеспечение их равных прав на свободное и бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, гарантированное государством.
2.1.2. Создание единого информационно-образовательного пространства ОУ; организация комплексного библиотечно-информационного обслуживания всех категорий пользователей, обеспечение их свободного и безопасного доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям в контексте информационного, культурного и языкового разнообразия.
2.1.3. Воспитание гражданского самосознания, помощь в социализации обучающихся, развитии их творческих способностей.
2.1.4. Совершенствование номенклатуры представляемых библиотекой услуг в аспекте культурного и языкового разнообразия на основе внедрения новых информационных технологий, компьютеризации библиотечно-информационных процессов, интеграции в киберпространство; организации комфортной библиотечной среды, воспитания информационной культуры участников образовательного процесса.
3. Функции и виды деятельности библиотеки
3.1. Основные функции библиотеки:
- Аккумулирующая — библиотека формирует, накапливает, систематизирует и хранит библиотечно-информационные ресурсы.
- Сервисная — библиотека предоставляет информацию об имеющихся библиотечно-информационных ресурсах, организует поиск и выдачу библиотечно-информационных ресурсов, обеспечивает доступ к удаленным источникам информации.
- Методическая — библиотека разрабатывает учебные и методические материалы по основам информационной культуры пользователей, алгоритмы и технологии поиска информации.
- Учебная — библиотека организует подготовку по основам информационной культуры для различных категорий пользователей.
- Просветительская — библиотека приобщает учащихся к сокровищам мировой и отечественной культуры.
- Воспитательная — библиотека способствует развитию чувства патриотизма по отношению к государству, своему краю и ОУ.
- Социальная — библиотека содействует развитию способности пользователей к самообразованию и адаптации в современном информационном обществе.
- Координирующая — библиотека согласовывает свою деятельность со всеми структурами ОУ, другими библиотеками, медиатеками для более полного удовлетворения потребностей пользователей в документах и информации.
Для реализации установленных настоящим Положением целей и функций библиотека осуществляет следующие виды деятельности:
3.2. Формирование, организация и хранение фонда информационных ресурсов
3.2.1. Организует единый универсальный фонд как совокупный фонд ОУ, включающий учебный фонд и основной фонд на всех носителях информации, фонды учебных кабинетов и т. д.
Основной фонд — часть единого фонда, которая представляет собой собрание отечественных и зарубежных изданий учебной и научной литературы, неопубликованных, аудиовизуальных и электронных документов.
Учебный фонд — специализированный подсобный фонд, включающий в свой состав учебную литературу, рекомендованную для обеспечения учебного процесса. Учебный фонд формируется в соответствии с учебными планами, учебно-методическим комплексом, программами и нормами книгообеспеченности ОУ.
3.2.2. Осуществляет стабильное и сбалансированное пополнение единого библиотечного фонда всеми видами источников информации в соответствии с тематико-типологическим планом комплектования, электронными каталогами путем использования новых форм работы с издательствами и книготорговыми фирмами.
Библиотека комплектует единый фонд учебной литературой, художественными, научными, научно-популярными документами на традиционных и нетрадиционных носителях информации, на необходимых языках и в удобных системах письма.
Библиотека осуществляет накопление фонда документов, создаваемых в ОУ (публикаций и работ педагогов общеобразовательного учреждения, лучших научных работ и рефератов учащихся и др.).
3.2.3. Осуществляет учет, техническую обработку, размещение и проверку фондов, обеспечивает их сохранность, режим хранения, реставрацию согласно существующим нормативно-методическим документам (приказ Минобразования № 2488 от 24 августа 2000 г. «Об учете библиотечных фондов библиотек образовательных учреждений», Письмо Минфина РФ от 4 ноября 1998 г. № 16-00-16-198 «Об инвентаризации библиотечных фондов»).
3.2.4. Организует изучение эффективности использования фондов в учебном и воспитательном процессах, оптимизирует соотношение между объемом информации и объемом фонда.
3.2.5. Обеспечивает сохранность учебного и основного фондов путем постоянного мониторинга состояния фонда и проведения необходимых мероприятий по их сохранности.
3.3. Организация справочно-поискового аппарата
3.3.1. Участвует в интеграции процессов, обеспечивающих электронное обучение и создание единой информационно-образовательной среды на организационном и технологическом уровне.
3.3.2. Организует и ведет справочно-библиографический аппарат, в который входят: каталоги (электронный и карточный), картотеки (систематическая картотека статей, тематические картотеки).
3.3.3. Создает библиографическую продукцию, в том числе рекомендательную (списки, обзоры, указатели и т. п.), с использованием методов аналитико-синтетической переработки информации.
3.4. Библиотечно-информационное обслуживание
3.4.1. Оказывает пользователям основные библиотечные услуги:
- предоставляет полную информацию о составе библиотечного фонда через систему баз данных, каталогов, картотек и других форм библиотечного информирования;
- оказывает консультационную помощь в поиске документов;
- выдает во временное пользование документы из библиотечных фондов;
- получает документы на бумажных носителях по межбиблиотечному абонементу из других библиотек, использует электронную доставку документов с соблюдением правовых норм.
3.4.2. Организует и осуществляет дифференцированное обслуживание пользователей (участников образовательного процесса) в читальных залах, на абонементе по читательскому билету в традиционном виде, применяя методы индивидуального и группового обслуживания.
3.4.2.1. Создает условия для реализации самостоятельности в обучении, познавательной, творческой деятельности с опорой на коммуникацию;
3.4.2.2. Организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и потребителя информации, через формирование информационной культуры, культуры чтения, содействие освоению киберпространства.
3.4.2.3. Осуществляет текущее информирование и консультирование учащихся, родителей, педагогов о новых поступлениях в библиотеку учебной и художественной литературы.
3.4.3. Формирует благоприятную информационную среду и условия доступности полезной для жизни и социально необходимой литературы через:
- продвижение лучших образцов литературы (текстов, книг, жанров, типов изданий);
- формирование представления о ценности и значимости чтения и книжной культуры, создание положительных и привлекательных образов читающего человека, книги, литературы, библиотек, книжных магазинов и других социальных институтов, связанных с чтением;
- вовлечение в активное квалифицированное чтение нечитающих и малочитающих учащихся.
3.4.4. Осуществляет мониторинг информационных потребностей, создание и ведение рубрикатора информационных потребностей.
3.4.4.1. Содействует развитию профессиональной компетенции, повышению квалификации, проведению аттестации через организацию доступа к банку педагогической информации на любых носителях, корпоративным сетям и Интернету, просмотр электронных версий педагогических изданий и др.
3.4.4.2. Осуществляет текущее информирование педагогов ОУ (дни информации, обзоры новых поступлений и публикаций), дифференцированное информирование директора, заместителей директора ОУ по вопросам управления образовательным процессом и учреждением в целом.
3.5. Планирование, отчетность, методическая деятельность библиотеки
3.5.1. Осуществляет стратегическое планирование, которое предусматривает развитие библиотеки на срок от трех до пяти лет.
Детализация стратегического плана закладывается в текущем планировании.
3.5.2. Осуществляет текущее планирование — определение целей и задач, сроков их выполнения в течение года, квартала.
3.5.3. Осуществляет целевое планирование для реализации программ по отдельным направлениям работы библиотеки.
3.5.4. Ежегодно отчитывается о результатах своей деятельности, о количественных и качественных показателях работы.
3.6. Досуговая деятельность библиотеки
3.6.1. Проводит культурно-досуговые мероприятия по развитию общей, информационной и читательской культуры личности, речевых навыков, критического мышления (литературные вечера, встречи, фестивали, конкурсы и др.).
3.6.2. Организует выставки новых поступлений, тематические выставки, презентации современной российской и зарубежной детской литературы в целях активизации интереса и приобщения к чтению обучающихся.
3.6.3. Участвует совместно с педагогами в организации досуга обучающихся (просмотр видеофильмов, CD-ROM, DVD, презентации развивающих компьютерных игр и др.).
3.6.4. Осуществляет выставочную и издательскую деятельность с учетом интересов и потребностей педагогического коллектива.
3.6. Информатизация работы библиотеки
3.6.1. Реализует комплексную автоматизацию всех библиотечных процессов на базе передовых информационно-библиотечных технологий в соответствии со стратегией развития библиотеки и ОУ.
3.6.2. Принимает участие в формировании электронной библиотеки ОУ в соответствии с действующими нормами авторского права.
3.6.3. Развивает корпоративное сотрудничество в области информатизации с подразделениями ОУ, библиотеками, информационными центрами и организациями, участвуя в совместных проектах.
3.6.4. Развивает информационное обслуживание и обеспечивает доступ пользователей к мировым и отечественным научно-образовательным ресурсам за счет использования информационно-коммуникационных технологий.
3.6.5. Принимает участие в создании единого информационного пространства ОУ в соответствии с программой информатизации ОУ.
4. Организация деятельности библиотеки
4.1. В целях обеспечения модернизации библиотеки в условиях информатизации образования и в пределах средств, выделяемых учредителями, ОУ обеспечивает библиотеку:
- гарантированным финансированием комплектования информационными ресурсами (по защищенной статье на комплектование в смете учреждения);
- необходимыми служебными и производственными помещениями в соответствии с определенными настоящим Положением целями, задачами, видами деятельности, структурой библиотеки и действующими Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03);
- современной электронно-вычислительной, телекоммуникационной и копировально-множительной техникой, необходимыми программными продуктами, доступом в Интернет;
- ремонтом и сервисным обслуживанием техники и оборудования.
4.2. Ответственность за создание необходимых условий для деятельности библиотеки, систематичность и качество комплектования учебной и художественной литературы несет директор ОУ в соответствии с Уставом ОУ.
4.3. Режим работы библиотеки ОУ определяется директором ОУ в соответствии с Правилами внутреннего распорядка и по согласованию с заведующим библиотекой для обеспечения потребностей учебного и внеучебного процессов. Для оптимизации использования рабочего времени сотрудников библиотеки предусматривается:
- ежедневно выделять определенное рабочее время (до начала обслуживания пользователей) на выполнение внутрибиблиотечной работы;
- один раз в месяц проводить санитарный день, во время которого обслуживание пользователей не производится;
- один раз в месяц по согласованию с УОиДО установить методический день, во время которого обслуживание пользователей также не производится.
4.4. Работа сотрудников библиотеки и организация обслуживания пользователей производятся в соответствии с правилами техники безопасности, противопожарными и санитарно-гигиеническими нормами.
4.5. Организовывать работу по сохранности библиотечного фонда.
5. Структура библиотеки
Структуру библиотеки определяют основные цели, задачи и виды деятельности библиотеки, установленные «Положением о библиотеке ОУ».
5.1. Управление библиотекой ОУ осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, Уставом ОУ, «Положением о библиотеке ОУ».
5.2. Общее руководство библиотекой и контроль за ее деятельностью осуществляет директор ОУ. Директор утверждает нормативно-технологическую документацию библиотеки.
5.3. Руководство текущей деятельностью библиотеки осуществляет заведующий библиотекой, который обеспечивает выполнение возложенных на него задач и несет ответственность в пределах своей компетенции и предоставленных прав перед обществом, директором ОУ, обучающимися, их родителями (законными представителями) за организацию и результаты деятельности библиотеки в соответствии с должностными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором, должностной инструкцией и Уставом ОУ.
5.4. Заведующий библиотекой назначается директором ОУ, может являться членом педагогического коллектива, входить в состав педагогического совета ОУ.
5.5. Порядок комплектования штата библиотеки ОУ регламентируется его Уставом.
5.6. На работу в библиотеку принимаются лица, имеющие необходимую квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности, подтвержденную документами об образовании.
5.7. Трудовые отношения работника библиотеки и ОУ регулируются трудовым договором, условия которого не должны противоречить законодательству Российской Федерации о труде и гражданскому законодательству.
5.8. В соответствии с законодательством Российской Федерации формы оплаты труда, материального поощрения, размеры должностных окладов работников библиотеки, виды и размеры выплат стимулирующего характера устанавливаются директором ОУ в пределах имеющихся средств на оплату труда.
6. Права и обязанности заведующего библиотекой
6.1. Заведующий библиотекой имеет право:
6.1.1. Самостоятельно разрабатывать и представлять на рассмотрение или на утверждение директору «Правила пользования библиотекой».
Вносить предложения по совершенствованию структуры библиотеки, распорядка работы, правил пользования библиотекой, и представлять на утверждение директору ОУ.
6.1.2. Распоряжаться предоставленными библиотеке средствами в рамках утвержденных смет.
6.1.3. Заключать договоры от имени ОУ с организациями, учреждениями, органами научно-технической информации на получение информационных услуг.
6.1.4. Знакомиться с образовательными программами, учебными планами ОУ. Получать от структурных подразделений материалы и сведения, необходимые для решения поставленных перед библиотекой задач.
6.1.5.Привлекать в порядке, установленном законодательством, дополнительные финансовые ресурсы: получение грантов, добровольные пожертвования, дополнительные взносы юридических и физических лиц.
6.1.6. Участвовать в реализации федеральных, региональных, отраслевых программ развития библиотечного дела.
6.1.7. Входить в библиотечные объединения в установленном действующим законодательством порядке.
6.1.8. Представлять ОУ в различных учреждениях, организациях: принимать участие в работе научных конференций, совещаний, семинаров по вопросам библиотечно-информационной деятельности.
6.1.9. Вести в установленном порядке переписку с другими библиотеками и медиатеками, организациями.
6.2. Заведующий библиотекой обязан:
6.2.1. Формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебных изданий, образовательными программами ОУ, интересами и потребностями всех категорий пользователей.
6.2.2. Проводить сверку имеющейся и поступающей литературы с Федеральным списком экстремистских материалов.
6.2.3. Обеспечивать надлежащую организацию, обработку, размещение и хранение фондов.
6.2.4. Обеспечивать режим работы в соответствии с потребностями пользователей и работой ОУ.
6.2.5. Вести учет работы и отчитываться в установленном порядке перед руководителем ОУ.
6.2.6. Обеспечивать сохранность и использование закрепленного имущества строго по целевому назначению, не допускать ухудшения его технического состояния (за исключением нормативного износа в процессе эксплуатации).
7. Права и обязанности пользователей библиотеки
7.1. Пользователи библиотеки имеют право:
7.1.1. Получать полную информацию о составе учебной и художественной литературы, информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах.
7.1.2. Пользоваться справочно-поисковым аппаратом библиотеки.
7.1.3. Получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации.
7.1.4. Получать в пользование на абонементе и читальном зале печатные издания, аудиовизуальные документы и другие источники информации; продлевать срок пользования документами.
7.1.5. Получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические справки на основе фонда библиотеки.
7.1.6. Получать консультационную помощь в работе с информацией на нетрадиционных носителях, при пользовании электронным оборудованием.
7.1.7. Участвовать в культурно-досуговых мероприятиях, проводимых библиотекой, в работе клубов, объединений по интересам, обществ друзей чтения, книги, организованных при библиотеке.
7.2. Пользователи библиотеки обязаны:
7.2.1. Соблюдать «Правила пользования библиотекой».
7.2.2. Бережно относиться к произведениям печати (не вырывать листы, не загибать страниц, не делать в книгах подчеркиваний, пометок, копирования), иным документам на различных носителях, оборудованию, инвентарю.
7.2.3. Не нарушать порядок расстановки документов в открытом доступе библиотеки, расположения карточек в каталогах и картотеках.
7.2.4. Пользоваться ценными и справочными изданиями только в помещении библиотеки.
7.2.5.Расписываться в читательском формуляре за каждый полученный документ (исключение: обучающиеся 1 - 4 классов).
7.2.6. Возвращать документы в библиотеку в установленные сроки.
7.2.7.По истечении срока обучения или работы в ОУ возвратить всю полученную литературу (печатные, электронные и другие документы) в библиотеку.
С «Положение библиотеки муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №21»» ознакомлен:
№ п/п |
Дата |
Должность |
Подпись |
Расшифровка подписи |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Редактирование «Положение библиотеки муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №21»» осуществлено:
№ п/п |
Дата |
Причина редактирования |
Подпись |
Расшифровка подписи |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|