План работы библиотеки на 2020-2021 учебный год

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 21"
663319, Красноярский край, город Норильск, улица Хантайская, дом 17, директор тел. (3919) 43-32-65, приемная тел./факс (3919) 43-28-44, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
       
    УТВЕРЖДАЮ
    Директор МБОУ "СШ № 21"
____________В.В. Решетняк
"01"    июня    2020 г.
       
ПЛАН работы библиотеки МБОУ "СШ № 21"
на 2020 - 2021 учебный год
       
СТАТУС БИБЛИОТЕКИ: Школьная библиотека
       
Цель:  способствовать самосовершенствованию обучающихся, формирование самопознанию и самоопределения личности в культурном пространстве, через доступные методы работы школьной библиотеки.
Задачи:
1. Обеспечение открытого и полноценного доступа к информации;
2. Формирование информационной культуры, творческих способностей и познавательной культуры;
3. Расширение ассортимента библиотечно-информационных услуг
Приоритетное направление деятельности библиотеки на 2020 - 2021 учебный год: содействие освоению умений и навыков самостоятельной познавательной и практической деятельности в качестве основы непрерывного самообразования и самореализации личности
       
I полугодие 2020 года
Август-Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
1. Работа с библиотечным фондом
(учебным, методическим, художественным, отраслевым, периодическими изданиями, цифровыми документами и др.).
Доукомплектование фонда недостающими учебниками. Пополнение фонда учебной литературой, в том числе для обучающихся с ОВЗ.  Осуществление контроля поставки заказанных учебников. Приём, обработка поступивших учебников: оформление накладных, запись в книгу суммарного учёта, штемпелевание, оформление картотеки, занесение в электронный каталог.  Подготовка учебников к выдаче (комплектация). Массовая выдача учебников обучающимся с 1 по 11 классы по утверждённому графику.
Информирование об обеспеченности обучающихся учебной литературой. Диагностика обеспеченности учебной литературой, подготовка документов в обменный фонд. Работа с обменным фондом учебников: ведение учёта, размещение на хранение, составление данных для электронной картотеки в обменный фонд. Передача неиспользуемых учебников в другие школы. Получение и доставка необходимых учебников из других школ. Отчётность по вопросу.
Проведение работы по обеспечению сохранности учебного фонда (разъяснительные групповые и индивидуальные беседы, информирование родителей).
Поддержание комфортных условий для работы пользователей.
Редактирование информации на школьном сайте и стенде для родителей об обеспеченности учебной литературой.
Инвентаризация фонда, сверка с материальной группой. Подготовка документов для материальной группы.
Анкетирования обучающихся о читательских вкусах и интересах  «Читательский дневник».
Обеспечение свободного доступа обучающихся к фонду художественной и отраслевой литературы. Создание условий для удобного поиска и чтения книг и других источников информации.
Замена переполненных записями книжных формуляров на новые формуляры, поиск книг по утерянным формулярам.
Организация мелкого ремонта книжного фонда.
Работа с обучающимися с нарушением состояния здоровья, привлечение их к участию в мероприятиях и посещениях библиотеки.
Подведение итогов движения фонда. Составление отчётных документов по обеспеченности обучающихся учебниками и другой литературой. 
Анализ УМК школы.
Отбор устаревших и ветхих изданий для списания. Оформление документов для списания фонда устаревших изданий с учётом ветхости и смены образовательных программ.
Демонстрация презентации на 1-м этаже «Творчество наших читателей» (обложки, закладки и украшения для учебников) о бережном отношении к учебникам.
Составление совместно с учителями-предметниками предварительного заказа на учебники, необходимые для обучения в 2021-2022 учебном году.
Соблюдение санитарно-гигиенических норм хранения фонда.  Соблюдение правильной расстановки фонда на стеллажах.
Контроль за своевременным возвратом  литературы, взятой пользователями. Оформление полочных разделителей (замена ветхих), добавление необходимых. Мелкий ремонт книг, журналов.
Проведение работы по обеспечению сохранности учебного фонда (рейды с активом школы), пятиминутки на классных часах «Все что останется после меня». Изъятие документов из фонда: просмотр документов на предмет изъятия (непрофильных, дублетных, устаревших по содержанию, ветхих, малоиспользуемых и неиспользуемых).
Подготовка к списанию временных пособий, ветхих изданий.
2. Информационно-библиографическая и справочная работа.
Обновление нормативной базы библиотеки: приказы, положения. Ознакомление читателей с правилами пользования библиотекой, расстановкой фонда. Предоставление библиотечно-информационных услуг, повышение их качества на основе использования оргтехники и компьютеризации информационных процессов; обеспечение доступа к мировым ресурсам через сеть Интернет. Работа с обучающимися с нарушением состояния здоровья, информирование об имеющихся ресурсах библиотеки и регламенте их использования. Предоставление пользователям расширенный спектра библиотечно-информационных услуг.
Использование нового вида информирования пользователей: дайджесты, аудио- и видеопрограммы, веб-странички, сайты. Комфортное удовлетворение информационных запросов.
Разработка программы и методических рекомендаций по организации и проведения занятий с обучающимися по информационной культуре.
Организация обучения пользователей поиску и обработке информации из различных носителей и создание собственных информационных продуктов.
Работа с каталогом и картотекой: электронная каталогизация БД «Учебники», «Книжный фонд».
Роспись статей из вновь поступивших журналов.
Организация и ведение справочно-библиографического аппарата с учётом запросов пользователей на традиционных и электронных носителях информации.
Выполнение справок читателей. Актуализация проблемы самообразования через все доступные формы предоставления информации для обеспечения и поддержки детского и подросткового самоопределения. Составление индивидуальных планов чтения, индивидуальных маршрутов.
Осуществление посреднических услуг по удовлетворению запросов пользователей по получению и использованию информационных ресурсов  в учебно-воспитательном процессе. 
Оказание помощи пользователям в создании электронных документов.
Работа с электронными документами, электронными каталогами.
Создание банка педагогической информации. Включение пользователей в инициативные формы порождения и оформления знания.
Обеспечения доступа к сети Интернет.
3. Информационная работа с администрацией, педагогами, обучающимися, родителями.
Перерегистрация пользователей библиотеки на новый учебный год. Оформление памятки для родителей об обеспеченности обучающихся учебной литературой и правилах использования учебников (персонально для каждого учащегося – вклеивается в дневник учащегося). Консультация для родителей «Чтение детей и здоровье». Изучение интересов читателей, анкетирование. Исследование информационных потребностей.  Обслуживание обучающихся школы согласно расписанию библиотеки. Беседы с читателями о прочитанных книгах, о правилах пользования библиотечными ресурсами.
Создание рекомендательного списка литературы для обучающихся 1-4 классов  "Мы любим сказки".   
Проведения дня добрых дел (помощь библиотеке: ремонт, дарение книг, расстановка книг и т.п.). Подготовка и проведение обзоров периодических изданий, групповых бесед у книжных выставок.
Обсуждение на заседаниях ШМО учителей-предметников изменения ФП учебников и других документов. Анализ УМК и определение учебных программ на 2020-2021 учебный год Сбор информации о чтении обучающихся 5-8 классов (письменный отзыв о любимой книге, видеоролики, презентации и т.п.). Подбор документов в помощь проведения предметных недель, педсоветов, заседаний методических объединений и других общешкольных мероприятий.
4. Содержание и организация работы с читателями
(индивидуальная, массовая, уроки информационной культуры, посещение ЦБС и других учреждений культуры).
Индивидуальная работа с читателями. 
В течение учебного года: выдача, приём документов библиотечного фонда. Обслуживание читателей на абонементе и читальном зале. Подбор источников информации по интересующей теме. Беседы: беседа для выявления сведений о читателе, беседа-экскурсия по библиотеке, беседа для уточнения запроса, беседа-рекомендация. Общение на заданную тему. Выполнение библиографических справок. Помощь в правильном оформлении описания документа. Консультирование учащихся при выборе книг. Консультативная помощь в научной и исследовательской работе. Помощь в подборе материала для различных мероприятий.
Мини-опрос «Мы читаем перед сном» Рекомендации статей из журнала «Мурзилка» Составление рекомендательного списка «Секреты гениальности» Оформление папки по теме «Переходный возраст».
Массовая работа с читателями
1. Книжные выставки:
"Любит осень детвора!"  (День знаний)
"Творим здоровье души и тела!" (Здоровье школьника)
"Нас учат предметам и жить по уму" (Ко дню учителя)
2. Тематические выставки:
"Золотые руки" (Профессии)
"Экзамены: настройся на победу!"
"Уважай и изучай правила движенья" (ПДД)
3. Уроки информационной культуры:
"Первое посещение библиотеки"
1.Книжные выставки:
"Дети планеты Земля"  (Национальности)
"Россия та, что будет жить в веках" (Репрессии)
2.Тематические выставки:
"Психогигиена в нашей жизни" 
"Семейные уроки чтения"
3. Литературно-историческая гостиная:
«Иные берега, иные волны»
4. Уроки информационной культуры:
"Чудо из чудес - книга"
"Словари русского языка"
5. Конкурс рисунков:
«Набралось гостей – со всех волостей»
1.Книжные выставки:
"Без конца, без края – всё страна большая!"
"Земной ангел-хранитель" (День матери)
2.Тематические выставки:
"И вот в свои семнадцать лет…"
"Питание – необходимое условие для жизни человека"
««Нет» добровольному безумию» (Вредные привычки. Алкоголь)
3. Литературный час:
 «Мы зовём ее мама»
4. Уроки информационной культуры:
"Спутники любознательных"
5. Презентация:
«Фантазии из овощей и фруктов»
1.Книжные выставки:
"Праздник ёлки и зимы"
"В движеньи жизнь свою проводим мы" (Здоровый образ жизни)
2.Тематические выставки:
"Не стыдиться себя" (Саморазвитие, увлечение)
"Развитие логической памяти"
3. Час поэзии:
 «У леса на опушке жила Зима в избушке…»
4. Уроки информационной культуры:
"Книга рассказывает о себе"
5. Презентация:
«И помнит Мир спасённый» (Ко дню Неизвестного солдата)
Посещение ЦБС и других культурных организаций в течение учебного года по отдельному графику, по мере необходимости и по договоренности.
5. Повышение квалификациии
(курсы, семинары, круглые столы, ГМО, проведение и посещение библиотечных и других мероприятий).
Посещение ГМО. Ознакомление с новыми нормативными документами. Участие в семинарах для библиотекарей. Совершенствование и усвоение новых библиотечных технологий. Посещение ГМО. Изучение методических журналов, применение полученных знаний в библиотечной практике. Определение дистанционных курсов для повышения квалификации.
6. Мероприятия по развитию информационно-библиотечного центра
(согласно плана развития ОУ и ШБ).
Создание условий для педагогов в получении информации о педагогической и методической литературе, о новых средствах обучения через электронный каталог (локальную сеть, Интернет) Формирования навыков и умений самостоятельной, творческой, поисково-исследовательской работы с различными источниками информации Развитие информационной грамотности обучающихся Создание образовательной зоны для улучшения качества работы с информационно –библиотечными ресурсами
II полугодие 2021 года
Январь Февраль Март Апрель-Май
1. Работа с библиотечным фондом
(учебным, методическим, художественным, отраслевым, периодическими изданиями, цифровыми документами и др.).
Замена первых частей учебников на вторые части учебников у обучающихся 1-8 классов. Анализ состояния фонда. Итоги движения фонда за 2020 год.
Анализ предварительной наполняемости классов и количество имеющихся учебников на 2021-2022 учебный год.
Подготовка перечня учебников, планируемых к использованию в 2021-2022 учебном году.
Ведение работы по сохранности фонда. Организация мелкого ремонта.
Формирование  общешкольного заказа на учебную литературу в соответствии с ФП, с учётом итогов инвентаризации.
Утверждение плана комплектования на 2021-2022 учебный год. Оформление выставки  книг, которые необходимо отремонтировать  «Очень нужна твоя помощь».
Проведения дня добрых дел (помощь библиотеке: ремонт, дарение книг, расстановка книг и т.п.).
Диагностика обеспеченности учебной литературой. Редактирование Порядка обеспечения обучающихся учебной литературой на следующий учебный год.
Подготовка документов в обменный фонд и работа в обменном фонде.
Диагностика фонда методической литературы.
Оформления стенда-мольберта "Важные советы".
Оформление подписки на периодические издания. 

Подготовка к сдаче учебников, составление графика. Массовый приём учебников от обучающихся по графику. Контроль при возврате качества использования источников информации и учебников в библиотеку.
Обеспечение выпускников необходимыми текстами и словарями на экзаменах.
Расстановка фонда. Организация мелкого ремонта.
Санитарная обработка книг и учебников.
Работа в обменном фонде: возврат взятых учебников и получение выданных.
Оформление стенда и страницы на сайте школы с информацией по обеспеченности на следующий учебный год.
Изучение состава фонда и анализ его использования.
2. Информационно-библиографическая и справочная работа.
Выявление информационных потребностей и удовлетворение запросов педагогического коллектива в информации по педагогике и образованию, в области новых информационных технологий и педагогических инноваций.
Рекомендации по использованию электронных документов, цифровых ресурсов
Внедрение новых информационных и сетевых технологий, информационных систем, программных комплексов. Проведение консультативных бесед по использованию различных медиаресурсов и компьютерных программ, работе в Интернет, создании компьютерных презентаций, проектов. Обновление данных о библиотеке на сайте школы. Анализ использования рабочей зоны ПК, Интернет участниками образовательного процесса.
Поиск информации в сети Интернет по запросу читателей.
Предоставление медиаресурсов в пользование.
Анализ обучения основам информационной культуры.
Работа в программе MARK-SQL по формированию электронной базы данных библиотеки.
Сбор, накопление и систематизация информационных ресурсов.
3. Информационная работа с администрацией, педагогами, обучающимися, родителями.
Подбор материалов по запросу об экзаменах, профессиях, ВУЗах. Создание рекомендательного списка литературы о науках "Немного обо всём" для учащихся 5-9 классов.
"Дежурный консультант" - консультационные беседы лучших читателей.
Информирование классных руководителей о чтении  и посещении библиотеки каждым классом. Консультации для родителей "Как беседовать с детьми о книгах". Информирование преподавателей и родителей о новой учебной и методической литературе, интересных статьях в периодических изданиях, новых поступлениях. Работа  с задолжниками библиотеки совместно с классными руководителями.
4. Содержание и организация работы с читателями
(индивидуальная, массовая, уроки информационной культуры, посещение ЦБС и других учреждений культуры).
Индивидуальная работа с читателями. 
В течение учебного года: Выдача, приём документов библиотечного фонда. Обслуживание читателей на абонементе и читальном зале. Подбор источников информации по интересующей теме. Беседы: беседа для выявления сведений о читателе, беседа-экскурсия по библиотеке, беседа для уточнения запроса, беседа-рекомендация. Общение на заданную тему. Выполнение библиографических справок. Помощь в правильном оформлении описания документа. Консультирование учащихся при выборе книг. Консультативная помощь в научной и исследовательской работе. Помощь в подборе материала для различных мероприятий.
Оформление папки по теме «Как выбрать книгу». Составление рекомендательного списка на заданную тему Составление плана чтения по внеклассному чтению Мини-опрос «Мой любимый книжный герой»
Массовая работа с читателями
1.Книжные выставки:
"Целебные силы природы"
"Спешите делать добро!"
2.Тематические выставки:
"Невероятно, но факт"
"Как организовать досуг"
3. Познавательный час:
«Чудовища: вымышленные и настоящие»
4. Уроки информационной культуры:
"Краеведческая литература"
5. Презентация:
«Расти здоровым» (Безопасное поведение)
1.Книжные выставки:
"Язык мой – друг мой!"
"Непобедимые и легендарные"
"Классные девчонки"
2.Тематические выставки:
"Мифы и легенды"
"Уметь и знать"
3. Занимательный час:
 "Готов к труду и обороне"
4. Уроки информационной культуры:
"Источники информационного поиска"
5. Презентация:
«Что мы знаем об А.С. Пушкине»
6. Конкурс поделок:
«Солдатики»
1.Книжные выставки:
"Слово о музыке"
"Читаю и рассуждаю"
"Полеты в космос"
2.Тематические выставки:
"Пословицы и загадки"
"Откуда грубость?"
3. Познавательный час:
 «Хочешь быть красивой – будь здоровой!»
4. Уроки информационной культуры:
"Методы самостоятельной работы с книгой"
5. Презентация:
«Дарите женщинам цветы»
6. Конкурс фотографий:
«Я делаю так…» (Умения наших читателей)
1.Книжные выставки:
"Война народная"
"В начале было детство"
2.Тематические выставки:
"Дорогами войны"
"Это горькое слово «Чернобыль»"
"Помоги себе сам"
3. Литературный час:
«Писатели о русской природе»
 «Маленькие герои на войне»
5. Презентация:
«Полёты во сне и наяву»
Посещение ЦБС и других культурных организаций в течение учебного года по отдельному графику, по мере необходимости и по договоренности.
5. Повышение квалификациии (курсы, семинары, круглые столы, ГМО, проведение и посещение библиотечных и других мероприятий).
Посещение ГМО. Ознакомление с новыми нормативными документами. Распространение опыта в профессиональной среде, освещение деятельности на сайте Посещение ГМО. Сетевое взаимодействие на муниципальном уровне
6. Мероприятия по развитию информационно-библиотечного центра
(согласно плана развития ОУ и ШБ).
Способствовать созданию условий для духовно-нравственного воспитания обучающихся Поддержка образовательного процесса электронными образовательными ресурсами, программными средствами, доступом к сети Интернет Активное использование помещения и оборудования библиотеки в образовательном процессе Участие в дистанционных курсах повышения квалификации
       
       
Заведующий библиотекой МБОУ "СШ № 21"           ___________/Т.В. Дворецкая/
контактный телефон:      
22-03-04